Принципы психологии души

Принципы психологии души

Термин «психология души» я использую для отличия информации о жизненной цели и жизненных уроках, кроющейся в неизменяемых отпечатках пальцев, от сведений о психологии личности, раскрывающейся в изменчивых ладонных линиях, форме пальцев и кис­ти. В основе системы психологии души лежит идея о том, что у каждого человека есть две независимые, но сложным образом связанные друг с другом психо­логии.

Психология души накрепко вплетена в человечес­кую психику. Ее цели затрагивают всю жизнь, а награ­дами за их достижение являются смысл и саморазвитие. Личностью же управляет эго. Благодаря изменчивым моделям мотивации и выученному поведению оно все время находится в движении. Танец между двумя эти­ми психологиями и делает жизнь интересной и драматичной.

В этом разделе речь идет о психологии души. Ниже ис­следуются три лежащих в ее основе принципа, которые помогут вам лучше понять карту жизненной цели, когда вы приступите к ее созданию в подразделе 2.

Первый принцип: необходимость опыта

Любой опыт способен раскрыть вашу жизненную цель.

 

 

Это центральный догмат психологии души. Взгля­нем на жизнь двух людей, по-разному реагирующих на схожие обстоятельства. У Боба из Бойсе жизненная цель связана с лидерством, но вырос он в окружении жесто­кости. Отец бил его, унижал и эмоционально задевал. В школе над Бобом издевались старшие дети, и даже до­машний попугай не проявлял к нему уважения. Двадцать пять лет спустя, принимая награду «Гражданин года», Боб поблагодарил судьбу за свой детский опыт, оказав­ший важнейшее влияние на его развитие. Столкнувшись в раннем возрасте с темной стороной жизни, он сумел побороть свою стоическую покорность и больше не поз­волял себе пассивно наблюдать за очередной несправед­ливостью. Кто-то должен был вмешаться и помочь. Удивленный своей уверенностью, Боб воспользовался шансом и предпринял действия, которые привели его к награде.

У Фреда из Восточной Фразалии было такое же де­тство, однако он выбрал иное направление и стал зло­употреблять своей властью. В личных отношениях он предпочитал жесткий контроль, постоянно ссорился с властями и начальством и плохо обращался со своим попугаем. Но несчастный случай перевернул всю его жизнь. «Боже, что я наделал?» Понимание того, сколько боли он причинил, глубоко ранило Фреда. Он исправил то, что можно было исправить, и стал крайне вниматель­но относиться к любой возможности нанести своими действиями вред. Когда жизнь дала ему шанс стать лиде­ром, Фред, памятуя о прежних ошибках, хоть и оставал­ся напористым, но умел проявлять сострадание.

Два схожих начала жизни по-разному вели людей к реализации цели лидера. Разумеется, всегда есть и дру­гой вариант: Боб и Фред могли так ничего и не вынести из своего детского опыта. Бессознательно преодолевая жизненные препятствия, они не сделали бы шага к воплощению заложенного в них лидерского потенциала. В этом случае Боб и Фред прожили бы свои жизни, реа­лизуя инверсию лидерской цели (беспомощность у Бо­ба, тирания у Фреда).

Жизнь — дело хлопотное, и вряд ли ее способна опи­сать схематичная прямая линия. В ретроспективе мы мо­жем увидеть Лидера, медленно проходящего все стадии развития, и в жизни Боба, и в жизни Фреда, но в крат­ковременной перспективе каждый поворот их судьбы представляется случайным и всепоглощающим. Следует помнить, что любой опыт способен послужить разви­тию личности.

Проблемы являются частью процесса. Допустим, вы учитесь на собственном опыте, и ваша жизненная цель постепенно становится более четкой и ясной. Как Пи­кассо, открывший в себе страсть к искусству, вы раскры­ли главную последовательность воплощения жизненной цели. Вы регулярно поднимаетесь на более высокие уровни самореализации.

Поздравляю. Значит ли это, что все в вашей жизни автоматически становится прекрасно и замечательно? Нет. У вас, как и у любого живущего в этом мире, есть проблемы (или нет). Однако теперь, Пикассо, ваша про­блема становится проблемой Художника, точным и кон­кретным типом задачи, предназначенной вам самой судьбой.

Давайте введем в наш пример Жака Кусто, сочтя его цель реализованной. Как вы думаете, жизнь этого чело­века была безоблачной? Знаменитый океанолог, он ока­зывался в жесточайших природных условиях, сталки­ваясь с трудностями, лежащими за гранью понимания обычных людей. Сложностей было предостаточно, но Жак не стремился от них избавиться. У Врат Небесных (что бы вы под этим ни подразумевали) Жак хотел бы появиться с парой-тройкой добрых историй о том, с ка­кими трудностями он имел дело, чтобы с достоинством занять свое место среди моряков прошлого. «Нам приходилось мастерить собственные лодки», — скажет один из них. — «Это ничего, — ответит другой. — Нам при­шлось их изобретать».

Для Жака проблемы с лодками являлись тем типом сложностей, решать которые было написано на роду. За­водские проблемы («Я не выдержу еще один день на сбо­рочном конвейере») никак не затронули бы его жизнен­ную цель. Если бы ему повезло, какой-нибудь морской волк задал бы ему правильное направление: «Дело в том, Жак, что это не твоя жизнь. Иди и найди себе корабль».

Вам надо найти свой корабль. Вы это уже сделали? Обрели свою жизненную цель? Нет. Вы только начина­ете. Добро пожаловать в правильную жизнь. Что вы со­бираетесь делать с восстанием в офисе Майами? Сможе­те ли найти время для семьи, когда на работе цейтнот? И так далее. Открыв в себе Художника, исполнил ли Пикассо свою жизненную цель? Разумеется, нет. Теперь его задача — до конца дней своих проходить через опыт Художника и выражать свою жизнь на полотне.

Чем осознаннее вы получаете опыт, тем активнее проявляется ваше истинное Я, Чем активнее проявля­ется ваше истинное Я, тем активнее воплощается жиз­ненная цель. Чем активнее воплощается жизненная цель, тем больше вам будет нравиться то, как вы живете.

Правило Златовласки: переборнедобор ведет к зо­лотой середине. Наверняка вы знаете эту историю. По­терявшаяся в лесу Златовласка выходит к дому. Внутри она обнаруживает накрытый к завтраку стол — три та­релки каши, от которых поднимается горячий пар. (Не­ужели никакого капучино?) Голодная Златовласка про­бует из первой тарелки: слишком горячая. Во второй тарелке каша слишком холодная, а в третьей — то, что надо. Она идет в другую комнату, где находит три кро­вати. Первая оказывается слишком жесткой, вторая — слишком мягкой, а третья — именно такая, какая ей нужна. Если вы не знаете, что произошло, когда в дом вернулись три медведя и обнаружили ее уснувшей в их спальне, загляните в Интернет.

Хоть Златовласка и ребенок, она — истинный мастер этого трехмерного плана. Взгляните на ее эксперимен­тальный метод: она пробует. Первый вариант оказывает­ся неприемлемым. Она пробует дальше и натыкается на противоположную крайность. Однако Златовласка на­стойчива и в конце концов находит то, что надо. Пере­бор, недобор, золотая середина — вот формула Мастера. Чтобы набраться опыта, люди на своем пути (надо на­деяться) к золотой середине заходят слишком далеко. Вам следует учиться на собственном опыте и следовать прави­лу Златовласки, а не метаться от одной досадной край­ности к другой, что является неподходящей реакцией на обстоятельства. Чтобы максимально это прояснить, да­вайте разберемся, как работает правило Златовласки.

Гилда по уши влюбилась в Джорджа- Думаю, именно поэтому она согласилась дать ему денег, накопленных на колледж. Через несколько недель Гилда планирует встретиться с Джорджем на Аляске, где он построит для них хижину. Они создадут экологически чистую ферму и будут жить долго и счастливо. Прибыв на Аляску, Гилда не находит ни хижины, ни Джорджа, ни фермы. Может быть, в следующий раз она не станет так глубоко доверять человеку, с которым едва знакома.

Прошло 15 лет, со времени встречи с Джорджем у Гилды не было серьезных отношений. После того как лошади сбежали, она заперла конюшню, но не жалуется. «Мне не нужен мужчина, чтобы быть счастливой». — говорит она, и кто бы с этим спорил? Потом появляется Фил. Гилда немного помогает Филу, и он благодарен. Они влюбляются друг в друга. Фил переезжает в дом Гилды, потом теряет работу. Ах-ах. Полтора года спус­тя Фил все еще безработный и сидит у Гилды на шее.

Вы заметили в этой истории неумолимое действие правила Златовласки? Как выяснилось, жизненным уро­ком Гилды является умение уступать. Первые попытки уступок — это попытки новичка, и здесь следует ожи­дать серьезных ошибок. В 15 лет она уступает Джорджу. Секс, наркотики, рок-н-ролл — думаю, Гилда уступила слишком много. Вторая стадия: спустя 15 лет она не мо­жет сказать «я тебя люблю» ни одному мужчине. Это ошибка № 2: она уступает слишком мало. Затем она встречает Фила — ошибка № 3: Гилда опять уступила слишком много. Так действует правило Златовласки. Недолет, перелет. Повторить по необходимости.

Через два года после разрыва с Филом Гилда вновь начала встречаться с мужчиной. Что ж, на этот раз ей хотя бы не понадобилось ждать 15 лет. Она все еще на­ходится в поисках первых качественных отношений, но теперь дверь ее конюшни ни распахнута настежь, ни за­бита наглухо. Это прогресс, а прогрессом в жизненном уроке считается то, что ведет нас навстречу жизненной цели. В конце концов, как Гилда собирается учиться, ес­ли не путем проб и ошибок?

По мере увеличения опыта вате умение выбирать улучшится, и результаты будут все чаще в вашу пользу. Однако вы не можете обрести опыт без проб и ошибок. У вас не получится все сделать правильно с первого раза. Главноеэто прогресс. Вы имеете право учиться.

Второй принцип: парадокс

Поиск любой жизненной цели автоматически ставит человека в ситуации, противоположные ей.

В мой кабинет приходят люди. Я изучаю их руки. Каждая человеческая история неизбежно следует зара­нее установленной формуле возможностей, появившейся на кончиках пальцев за пять месяцев до нашего рож­дения. Из рассказов клиентов нетрудно понять их жизненную цель и ее инверсию, выраженную в событиях и обстоятельствах, которыми они решают поделиться. Так происходит все время, и это удивительно.

Мы будто играем своими жизнями на гигантской до­ске с готовыми игровыми квадратами. Ваша личность — это цилиндр, гоночная машина или какой-то другой знак. Вы бросаете кости, двигаетесь вперед на девять пунктов. Деревянный тротуар и Парк-плейс, клетка тюрьмы; вы обходите всю доску, пункты остаются теми же, и постепенно в них проявляется ваша судьба, ваша жизненная цель и ее противоположность. По мере улуч­шения навыков время, потраченное на опыт, обратный жизненной цели, может уменьшиться, но никогда не станет равен нулю. И это правильно.

Прежде чем Гилда будет готова к полноценным от­ношениям, наша Узница Любви должна понять, чем лю­бовь и близость не являются. Путь к власти предполага­ет тяжелейшее испытание подчинением. Целители име­ют дело с собственным нездоровым поведением. Список можно продолжать. Из этих примеров видно: принцип парадокса влияет на нашу жизнь столь же явно, как и си­ла притяжения. Этому принципу следуют все жизнен­ные пути, и мы будем встречать его снова и снова на страницах «Как узнать судьбу по отпечаткам пальцев».

Третий принцип: состоятельность личности

На каждом из нас лежит ответственность за то, чтобы наша личность появилась в своей изначальной форме, а также за работу личности над целями, избранными ду­шой для текущего воплощения. Ошибки возникают, ес­ли мы пытаемся игнорировать личность или забываем, что она — лишь инструмент для исполнения жизненной цели, а не сама цель.

К примеру, вы работаете в деловой сфере, однако ва­ша жизненная цель связана с темой Наставника, и толь­ко воплотив ее, вы добьетесь самореализации. Здесь роль успешного бизнесмена удовлетворяет нужды личности, но не является воплощением жизненной цели.

Вы можете скрывать свои истинные таланты, как Уилл Хантинг, математический гений из фильма «Ум­ница Уилл Хантинг». От людей такого рода самореали­зация ускользает. Состоятельность личности говорит, что вы должны стать тем, кто вы есть на самом деле, что­бы жизненная цель полностью проявилась.

У некоторых людей жизненные цели и образ личнос­ти находятся в гармонии друг с другом, как у Кармен, нашей Художницы с семейными проблемами. У нее есть все необходимые таланты для реализации жизненной цели, и она активно этим занимается. Однако личность Кармен должна пройти определенные стадии развития, прежде чем ее цель обретет окончательную форму.

Посмотрим, сможете ли вы применить принцип со­стоятельности к персонажам следующей истории.

Личностьинструменту душаруководитель. Шелли была худощавой, угловатой и серьезной. Все не­нужные молекулы жира давным-давно были с позором изгнаны из ее тела. Когда я приступил к изучению рук, в глазах Шелли мелькнуло легкое удивление, лицо же ка­залось измученным, словно она в одиночку несла от­ветственность за инвентаризацию самого большого в мире Уолмарта (Уолмарт— сеть супермаркетов в США).

Отпечатки пальцев Шелли раскрыли жизненную цель Художника, а на ладони обнаружилась благоприятная звезда Аполлона, прекрасный знак, указывающий на вы­сокие творческие способности. К несчастью Д1я Шелли, у ее звезды Аполлона отсутствовал один из шести ком­понентов. Заслужить такую звезду нелегко. Найти на ладони, пусть даже несовершенную, звезду Аполлона — это как обнаружить в гараже «ламборджини», а потом узнать, что у нее сломан мотор. Эту пятилучевую звезду Аполлона втащили в гараж на тросе, поскольку в ней от­сутствовала линия, представляющая дисциплину и усер­дие. Ирония заключалась в том, что Шелли предъявляла такие высокие требования к личной ответственности, будто следила за временем в Гринвиче. В чем же здесь дело?

Жизненная цель одновременно притягивает и оттал­кивает личность. Передо мной сидела женщина, обла­дающая всей необходимой дисциплиной, однако ни грамма своей энергии не вкладывавшая в творческую де­ятельность (отсюда отсутствие одной шестой звезды Аполлона). Это могло бы и не создавать серьезных про­блем, не окажись жизненной целью Шелли творческое самовыражение. Поскольку ее целью был Художник, а она игнорировала этот аспект, дверь в правильную жизнь оставалась закрытой, самореализация не удавалась, и Шелли проводила свои дни в глубокой зияющей яме (то есть вела существование, лишенное смысла). Звезда Аполлона являлась ключом к ее жизненной цели, но смо­жет ли она его использовать?

Личность способна оживлять или подавлять жизнен­ную цель. Представим, что Шелли находится в Косми­ческой лаборатории и кладет в котел ингредиенты своей будущей личности. «Пожалуй, добавлю побольше из банки Творчества (я ведь хочу посвятить себя творчес­ким задачам) и из банки Ответственности (не собира­юсь, знаете ли, баловством заниматься). Хотя ответс­твенности получилось многовато. Ну да ладно...» А те­перь мы видим Шелли в Уолмарте, с блокнотом в руке и без единой мысли об уроках искусства, заряжавших ее энергией в старших классах школы.

В этом случае победила личность. Вместо того чтобы муштровать свою творческую сторону, держать студию в порядке и мыть кисти сразу после использования, консервативность Шелли действует как генерал, совершая глобальные выборы, влияющие на всю се жизнь. Впро­чем, Шелли едва перевалило за тридцать. У нее будет еще много прорывов и неудач. Нужно лишь подождать и посмотреть, как она справится.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика