Экспрессия и язык жестов

Экспрессия и язык жестов

 

 

 

Все можно узнать по этим рукам, по тому, как они ждут, как они

хватают, медлят: корыстолюбца — по скрюченным пальцам,

расточителя — по небрежному жесту, расчетливого — по спокойным

движениям кисти, отчаявшегося — по дрожащим пальцам. Сотни

характеров молниеносно выдают себя манерой, с какой берут в руки

деньги: комкают их, нервно теребят или в изнеможении, устало

разжав пальцы, оставляют на столе, пропуская игру.

Человек выдает себя в игре — это прописная истина, я знаю. Но еще

больше выдает его собственная рука.

 

Стефан Цвейг. Двадцать четыре часа из жизни женщины

 

НЕМЫЕ ЖЕСТЫ

 

Жестикуляция — это наиболее древнее, инстинктивное средство самовыражения. Первые проявления «языка» рук обнаруживаются в виде хватательного рефлекса: новорожденные реагируют на предметы, трогая их,— с помощью рук они «говорят» о своих потребностях, желаниях или страхах. Основные эмоции выражаются и детьми, и взрослыми посредством жестов. «Обеспокоенный ребенок закрывает рот рукой, грызет ногти и кусает пальцы. Это олицетворяет первичный союз руки и рта. У взрослых жесты особенно экспрессивны, даже несмотря на то, что они не такие явные, как у детей. Сжимание кулаков или заламывание рук —Устная речь зачастую подкрепляется жестикуляцией.
наиболее распространенные признаки страха и беспокойства»,— пишет Шарлотта Вольф.

Не всякое психическое состояние ярко проявляется в жестах, но на любой внешний раздражитель человек сначала реагирует жестом и только потом начинает говорить. Причина этой особенности человека заключается в том, что первым средством общения гоминидов был именно язык жестов. Поэтому, во-первых, устная
речь зачастую подкрепляется жестами рук, во-вторых, человечество изобрело специальный язык жестов, чтобы заменить слова.

Проанализировав язык жестов североамериканских индейцев, антрополог Г.Маллери подчеркивает необходимость «немого» языка на заре возникновения человечества: язык жестов помогал общаться, но при этом позволял не спугнуть зверя на охоте,
служил средством общения во время межплеменных войн. Цистерцианские монахи в средневековье изобрели свой язык жестов, поскольку верили в греховность разговорной речи. Язык жестов и сейчас используется в бедных районах Неаполя. Сегодня существует большое количество систем немого общения, предназначенных для тех ситуаций, когда разговорная речь недоступна: во время
подводного плавания, на студиях звукозаписи или в местах работы с повышенным уровнем шума.

Язык жестов использует- ся в различных областях, что подтверждает эта учебная таблица.Из всех языков жестов разнообразием и сложностью выделяется язык глухонемых. Одним из первых, кто предложил международный мимический язык, стал английский врач Джон Булвер (1606-1656), который определил движения руки как «единственный естественный язык общения человека, поскольку люди из разных стран, даже не обучаясь ему, понимают его с первого взгляда». Систему Булвера и более поздние системы, разработанные Перейрой, Дальгано и Джоном Валлисом, превзошел метод аббата Шарля-Мишеля де Лепе (1712-1789), усовершенствованный позже аббатом Рош-Амбруазом Сикаром (1742-1822) — директором школы для глухонемых сначала в Бордо, а затем в Париже.Некоторые буквы в языке жестов

Харлан Лейн в работе «Когда разум слышит: история глухих» (1985) утверждал, что язык жестов обладает структурой, поэзия и юмор которой настолько отличаются от разговорной речи, что остается только поражаться, когда начинаешь понимать этот язык.

Язык жестов имеет грамматиковизуальную и грамматико-пространственную структуру, сравнимую по своей сложности и конкретности с устной речью, что позволяет говорящему выразить с помощью рук то, что он не может сказать словами. Предположение о том, что изложение мысли не зависит от выбранного способа выражения, было выдвинуто Уильямом Стоке, который поддерживал гипотезу о том, что язык жестов способен передавать как конкретные, так и абстрактные понятия.

 

 

 

ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

 

 

Язык жестов весьма выразителен: одновременно значение имеют форма, расположение и движение руки, а также выражение лица. Благодаря этому языку глухонемые люди могут общаться. Он не универсальный, однако его пользователи из разных стран намного легче понимают друг друга, чем люди, разговаривающие на разных
языках.

То, что мысли могут выражаться с помощью рук, объясняет легкость, с которой глухонемые люди учатся общаться, улавливая малейшие колебания в мимике говорящего.Алфавит языка жестов. Составлен в 1830 г.

Руки имеют огромное значение в изолированной жизни слепых и глухонемых. Французский психолог Анри Валлон писал: «Какими средствами они пользовались не только для самовыражения, но и для изобретения отдельных жестов для каждой из окружающих их вещей?.. Продолжительные сравнения тактильного впечатления от некоторых объектов с прикосновениями принесли свои плоды. Это не просто обычная связь двух явлений, а неограниченная возможность ассоциировать и заменять каждый объект восприятия или познания соответствующим знаком».

Вышесказанное подтверждает история Элен А.Келлер. С помощью
тактильного чтения но губам слепая и глухонемая Элен научилась понимать произнесенные слова, к тому же это ей очень помогло в процессе обучения восприятию музыки. После обучения она была способна видеть, слышать и понимать именно с помощью своих рук.

Фрэнк Р.Уилсон призывает лингвистов и воспитателей использовать руки в качестве стимулятора к изучению языка. Родители и воспитатели зачастую забывают о том, что ребенок
учится говорить, сопоставляя звуки с тактильным опытом. Метод обучения чтению и письму Марии Монтессори, основанный на тактильном восприятии, несмотря на его простоту, все еще не нашел широкого применения в школах. Эта воспитательница давала детям деревянные буквы, чтобы те, ощупывая их, могли получить представление о форме каждой. Так очертания букв запоминались
значительно быстрее, чем при использовании традиционного метода, основанного на визуальном восприятии.

Алфавит языка жестов. Составлен в 1830 г. 2

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЕЙСМОГРАФ

 

древние танцорыВ танцах западных стран (за исключением фламенко, в котором руки танцора оживают) зачастую задействованы только ноги. В классическом балете, напротив, руки играют ключевую роль. В знаменитом «Лебедином озере» плавно изгибающиеся руки балерины, подражающие крыльям умирающего лебедя, воздействуют на зрителя больше, чем агонизирующие звуки скрипок. Такая выразительность присуща и всем восточным танцам: движения рук рисуют в воздухе плавные линии, глаза танцовщицы выражают чувства, а ноги отбивают ритм. В индийском народном танце «катхак» движения рук намного важнее, чем движения ног, а богатством элементов он напоминает испанский танец.

Кто-то сказал, что руки — самый надежный сейсмограф эмоционального состояния человека в критической ситуации. Стефан Цвейг в романе «Двадцать четыре часа из жизни женщины» описал, как главная героиня читала чувства игроков, наблюдая за их руками: «...никогда, ни до, ни после, я не видела таких говорящих рук, где каждый мускул кричал и страсть почти явственно выступала из всех пор».В восточном танце руки играют ключевую роль.

Выразительная жестикуляция отличает выходцев из Латинской Америки. Чтобы охарактеризовать экспрессивные жесты, Мишель де Монтень в «Апологии Раймунда Себундского» прибег к целому ряду глаголов. Он писал, что с помощью рук мы просим, обещаем, зовем, прощаем, угрожаем, умоляем, отказываем, отрицаем, спрашиваем, удивляемся, перечисляем, раскаиваемся, боимся, смущаемся, сомневаемся, сообщаем, приказываем, побуждаем, клянемся,

обвиняем, осуждаем, обижаем, презираем, заискиваем, приветствуем, унижаем, миримся, сочувствуем, советуем, восхваляем, радуемся, соболезнуем, печалимся, унываем, отчаиваемся, изумляемся, молчим... И эти жесты, по словам Монтеня, иногда оказываются красноречивее и богаче, чем наши слова.

 

 

Рукопожатие

 

 

РукопожатиеВ древности этот жест означал передачу людям силы и власти
богов. Поэтому еще четыре тысячи лет назад в Вавилоне царь участвовал в ежегодном ритуале, пожимая руки статуям богов. Ассирийцы, разгромившие вавилонян, продолжили эту традицию, дабы
не разгневать богов. В средневековье существовал обычай подкреплять соглашение о мире, завершая общение, пожатием руки. Английские квакеры в XVII в. способствовали широкому распространению данного жеста как символа безоружности. С целью заверения в добрых намерениях этот жест стали практиковать в западных странах гораздо чаще других способов приветствия. Его использование настолько привычно, что специалисты по невербальному общению включают его в программу по улучшению общественного мнения об определенном человеке. Несомненно, рукопожатие предоставляет настолько подробную информацию о собеседнике, что может стать решающим фактором и в трудовых отношениях, и в общественной жизни. Говорят, что за 90 секунд можно составить первое представление о человеке, и, очевидно, рукопожатие играет в этом решающую роль.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

РУКОПОЖАТИЯ

 

  • Крепкое, но не очень сильное, чтобы не причинить боль, пожатие руки, осуществленное вытянутой и расположенной почти горизонтально ладонью, двигающейся вверх-вниз, говорит об
    искренности и доверии.

 

  • Рукопожатие должно быть крепким. Также важно, чтобы адонь во время рукопожатия полностью соприкасалась с ладонью другого человека.

 

  • Не следует слишком сильно сжимать руку: такой жест может восприниматься как стремление к главенствованию.

 

  • Рука должна быть сухой. Если нет возможности поддерживать руки постоянно сухими, следует вытереть их носовым платком. Мягкое рукопожатие считается признаком слабости. Его также расценивают как жест отсутствия интереса и доверия.      Позаботьтесь о том, чтобы крепко пожимать руку, адекватно   рассчитывая силу.

 

  • Если случайно получилось пожать только пальцы собеседника, извинитесь и предложите еще раз пожать ему руку. Слишком энергичные пожатия руки также недопустимы.

 

  • Пожимая руку, смотрите в глаза собеседнику и не забывайте, что рукопожатие не должно быть ни слишком длинным, ни слишком коротким, ни слишком сильным, ни слишком слабым.

 

 

ТАИНСТВЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ

Рука Бога с мощным большим пальцем и вы- тянутым указательным оживляет Адама. Микслаиджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы, фрагмент.

В произведениях многих великих художников и скульпторов руки отражают все многообразие человеческих чувств.

Как не восхищаться сочетанием чувственности и загадочности в руках Джоконды Леонардо да Винчи, силой Божественной руки, оживляющей Адама, на фресках Сикстинской капеллы, многообразием человеческих типов и чувств, отраженных в руках на картинах Рембрандта! Жан-Кристоф Байи, мыслитель и эссеист, писал: «Иногда рука предстает вялой, как в наброске портрета ФранческиВ скульптуре «Собор» Огюст Роден представил заостренные нефы храма в виде пары соприкосающихся рук.

да Римини кисти Делакруа, иногда она как будто отрезана и безжизненна, как левая рука умирающего с приподнятыми пальцами, изображенная Теодором Жерико... Иногда она точна, как узловатая рука Дюрера, с ловкостью держащая резец. Не менее выразительными являются и руки со скрюченными пальцами, изображенные Пикассо на картине «Герника».

Во всех этих произведениях живописи руки, кажется, живут своей жизнью; такое же впечатление оставляют руки некоторых скульптур, например, руки, в отчаянье поднятые и закрывающие лица «Граждан Кале», идущих к эшафоту, созданных Камиллой Клодель. Ее биограф Энн Дельбе описывает подлинную страсть скульптора к человеческим рукам: «Камилла делает наброски руки. Вот уже несколько месяцев, как только у нее появляется свободное время, она делает эскизы. Она всегда изучала руки... Руки матери и... руки отца... руки Поля, сложенные за спиной».

Точно так же, как Клодель и Роден, многие скульпторы именно посредством рук передавали душевные переживания человека, иногда им даже удавалось превратить руки в таинственные изваяния, как это сделал Роден в «Соборе», где пара соединенных рук изображает заостренные нефы готического собора.

В скульптурах Родена, как отмечал Рильке, встречаются нависающие руки, пугающие и коварные; руки угрожающие, которые, кажется, могут залаять, как Цербер; руки движущиеся, руки спящие, руки пробуждающиеся, преступные руки; руки, утратившие
интерес к жизни, знающие, что ничто им уже не сможет помочь.

Воодушевленный роденовскими руками, Гюстав Кан писал: «Роден —
скульптор рук: гневных, скорченных, всполошившихся, осужденных. Некоторые извиваются, хватая пустоту, собирая ее и формируя, как снежный комок; другие, огромные и ужасные, двигаются, как щупальцы, надвигаясь на невидимого врага».

Оставаясь объектом изображения, рука в то же время является и создателем произведения искусства: «Руки лепят глину, которая потом становится керамическим сосудом, держат молоток и долото скульптора, резец гравировщика, карандаш, уголь... мел или кисть художника»,— писал хирург Клод Вердан.

 

МАГИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ

 

На физическом уровне мудры действуют на нервную систему и спо- собствуют свободному течению энергетических потоков тела.Вербальное общение не вытеснило язык жестов. Он сохранился в религиозных ритуалах, получил свое развитие в танце, пантомиме и других драматических представлениях и в конечном счете привел к появлению сложных систем визуальной символики. Некоторые из этих систем стали настолько богатыми и сложными, что использовались преимущественно в общении с божествами. Это касается и так называемых «мудр». Мудра (санскр. «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение пальцев и кистей рук, ритуальный язык жестов.

Известно только, что мудры восходят еще к доисторическим временам, специалисты не могут с точностью сказать, где и когда они появились. Историк Дж. Кэмпбелл в книге «Мифический образ» указывает, что мудры, вероятно, зародились в Древнем Египте, а положение пальцев в них передает буквы и символы. Саундерс Э.Дэйл отмечает в свою очередь, что мудры существовали еще до того, как буддизм стал религиозной системой, поскольку они уже упоминались в ведах и применялись в примитивных буддистских ритуалах. По его мнению, сила символического жеста заключается в том, что даже обычный человек может достичь успеха, обращаясь к духам, чтобы избежать несчастий и обрести силу, а быть может,Мудры представляют собой основной элемент некоторых обрядов эзотерического характера.
подняться к самым вершинам сознания. Это высказывание подтверждает важность художественной и религиозной функций, которые приписывала мудрам индуистская культура.

Мудры не только представляют собой основной элемент древних магических практик и некоторых обрядов эзотерического характера, но и отражаются в искусстве и танцах многих  народов. Мудры, используемые, например, индийскими танцорами, не являются продолжением священных поз, а действуют на физическом уровне на нервную систему, поддерживая связь между психическим состоянием танцора и выразительными позами, в которых руки играют огромную
роль. Джейн Брун отмечает, что в руки танцора устремляется целая Вселенная, чтобы потом опять выйти из них, руки подчиняются биению сердца мира, они дышат в такт со Вселенной и тем самым вдыхают в нее жизнь. Мудры наделяют танцора сильными переживаниями, у которых есть источник, но нет границ.

Остров Бали стал одним из тех мест, где мудры достигли наибольшего развития. Большинство мудр исполняется здесь с цветами, зажатыми между пальцами, в конце танца цветы разбрасывают в направлении четырех частей света.

Так же как в Египте и Индии, мудры сыграли важную роль в становлении религиозно-магического культа у жителей Средней Америки. По мнению Самуэля Марти, который занимается сопоставительным изучением индуистских мудр и мудр Дрезденского
кодекса, одна из четырех рукописных книг майя, дошедших до наших дней, свидетельствует о том, что представители высшей религиозной иерархии индейцев Мезоамерики практиковали эзотерические культы, отличные от тех, которые были распространены среди простого народа, а скрывали их посредством закодированного языка мудр. В Западной Европе также существуют символические мудры. В гностической мессе, например, знаком благословения является кукиш, известный также как «фига» или «сицилианский кулак».

Кроме классических учений о мудрах, таких как вышеупомянутые исследования Кэмпбелла и Сандерса, и фундаментальных работ индийского эзотерика и метафизика Ананда К. Кумарасвами существует ряд современных, менее объемных трудов, собравших опыт практического применения восточных мудр в современной жизни.

Восточные мудры

Когда пальцы сложены в виде мудры, в теле человека создаются новые энергетические связи. Регулярное применение мудр способствует улучшению течения энергетических потоков в человеческом теле. Мудры также помогают поднять дух, избавиться
от негативных эмоций и успокоиться. Китайская медицина прибегает
к использованию мудр при лечении хронических заболеваний.
Практиковать мудры можно в любое время суток, но предпочтительно делать это с утра и в одиночестве, в спокойном и тихом месте, удобно расположившись и выпрямив спину. Рекомендуется держать каждую мудру от трех до тридцати минут. Эффективность мудр возрастает, если они применяются в комплексе с дыхательной гимнастикой и позитивной визуализацией.

1. АТМАНДЖАЛИ-МУДРА
(МОЛИТВЕННЫЙ ЖЕСТ)

Сложить руки так, чтобы между ними оставался маленький промежуток, и расположить на уровне груди перед чакрой сердца.
Дышать спокойно, сконцентрировав внимание на руках. Мудра
приводит к гармонии деятельности обоих полушарий головного
мозга, способствует погружению в себя.

2. МУКУЛА-МУДРА
(РУКА-КЛЮВ)

Соединить кончики четырех пальцев обеих рук, прижав их к большому пальцу и прикладывать к частям тела, требующим дополнительной энергии. Эта мудра исцеляет органы,Восточные мудры 2 смягчает боль.

3. ГАРУДА-МУДРА
(МИСТИЧЕСКАЯ ПТИЦА)

Сцепить большие пальцы рук, разместив одну руку под другой на
уровне живота. Сделать десять глубоких вдохов, развернув плечи, растянув диафрагму. Исцеляет, снимает усталость и улучшает
кровоснабжение органов.

4. ДЖНЯНА-МУДРА
(ЖЕСТ СОЗНАНИЯ)

Положить руки на бедра. Кончиками больших пальцев дотронуться до кончиков указательных, остальные пальцы должны быть выпрямлены и слегка раздвинуты. Мудра действует на физическом, психическом и духовном уровнях. Благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает умственные способности.

5. ДХЬЯНА-МУДРА
(ЖЕСТ МЕДИТАЦИИ)

Руки, сложенные «лодочкой», покоятся на коленях (левая рука лежит под правой, большие пальцы соприкасаются). Это классическая поза для медитации. Она говорит о внутренней
чистоте и свободе.

б. ПРАНА МУДРА
(ЖЕСТ ЖИЗНИ)

Сложить вместе подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев, вытянуть оставшиеся два пальца. Увеличивает жизненную силу, активизирует энергию в области таза, снимает усталость и нервное напряжение, улучшает зрение.

7. ПУШПАПУТА-МУДРА
(ЖЕСТ РУКИ С ЦВЕТАМИ)

Руки покоятся на бедрах. Пальцы сомкнуты, большие пальцы расположены над внешней стороной указательных. Жест принятия.

8. НАГА-МУДРА (ЖЕСТ
ГЛУБОКОГО ПОНИМАНИЯ)

Разместить скрещенные ладони на уровне груди, скрестить большие пальцы. Мудра благоприятствует успешному противостоянию повседневным и глобальным проблемам.

9. РУДРА-МУДРА
(СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ)

Сложить вместе подушечки указательного, безымянного и большого пальцев обеих рук. Остальные пальцы выпрямить и расслабить. Данная мудра показана при головокружениях, морской болезни и упадке сил.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика