Принципы психологии души
- Подробности
- Категория: Определение жизненной цели
- Просмотров: 4081
Принципы психологии души
Термин «психология души» я использую для отличия информации о жизненной цели и жизненных уроках, кроющейся в неизменяемых отпечатках пальцев, от сведений о психологии личности, раскрывающейся в изменчивых ладонных линиях, форме пальцев и кисти. В основе системы психологии души лежит идея о том, что у каждого человека есть две независимые, но сложным образом связанные друг с другом психологии.
Психология души накрепко вплетена в человеческую психику. Ее цели затрагивают всю жизнь, а наградами за их достижение являются смысл и саморазвитие. Личностью же управляет эго. Благодаря изменчивым моделям мотивации и выученному поведению оно все время находится в движении. Танец между двумя этими психологиями и делает жизнь интересной и драматичной.
В этом разделе речь идет о психологии души. Ниже исследуются три лежащих в ее основе принципа, которые помогут вам лучше понять карту жизненной цели, когда вы приступите к ее созданию в подразделе 2.
Первый принцип: необходимость опыта
Любой опыт способен раскрыть вашу жизненную цель.
Это центральный догмат психологии души. Взглянем на жизнь двух людей, по-разному реагирующих на схожие обстоятельства. У Боба из Бойсе жизненная цель связана с лидерством, но вырос он в окружении жестокости. Отец бил его, унижал и эмоционально задевал. В школе над Бобом издевались старшие дети, и даже домашний попугай не проявлял к нему уважения. Двадцать пять лет спустя, принимая награду «Гражданин года», Боб поблагодарил судьбу за свой детский опыт, оказавший важнейшее влияние на его развитие. Столкнувшись в раннем возрасте с темной стороной жизни, он сумел побороть свою стоическую покорность и больше не позволял себе пассивно наблюдать за очередной несправедливостью. Кто-то должен был вмешаться и помочь. Удивленный своей уверенностью, Боб воспользовался шансом и предпринял действия, которые привели его к награде.
У Фреда из Восточной Фразалии было такое же детство, однако он выбрал иное направление и стал злоупотреблять своей властью. В личных отношениях он предпочитал жесткий контроль, постоянно ссорился с властями и начальством и плохо обращался со своим попугаем. Но несчастный случай перевернул всю его жизнь. «Боже, что я наделал?» Понимание того, сколько боли он причинил, глубоко ранило Фреда. Он исправил то, что можно было исправить, и стал крайне внимательно относиться к любой возможности нанести своими действиями вред. Когда жизнь дала ему шанс стать лидером, Фред, памятуя о прежних ошибках, хоть и оставался напористым, но умел проявлять сострадание.
Два схожих начала жизни по-разному вели людей к реализации цели лидера. Разумеется, всегда есть и другой вариант: Боб и Фред могли так ничего и не вынести из своего детского опыта. Бессознательно преодолевая жизненные препятствия, они не сделали бы шага к воплощению заложенного в них лидерского потенциала. В этом случае Боб и Фред прожили бы свои жизни, реализуя инверсию лидерской цели (беспомощность у Боба, тирания у Фреда).
Жизнь — дело хлопотное, и вряд ли ее способна описать схематичная прямая линия. В ретроспективе мы можем увидеть Лидера, медленно проходящего все стадии развития, и в жизни Боба, и в жизни Фреда, но в кратковременной перспективе каждый поворот их судьбы представляется случайным и всепоглощающим. Следует помнить, что любой опыт способен послужить развитию личности.
Проблемы являются частью процесса. Допустим, вы учитесь на собственном опыте, и ваша жизненная цель постепенно становится более четкой и ясной. Как Пикассо, открывший в себе страсть к искусству, вы раскрыли главную последовательность воплощения жизненной цели. Вы регулярно поднимаетесь на более высокие уровни самореализации.
Поздравляю. Значит ли это, что все в вашей жизни автоматически становится прекрасно и замечательно? Нет. У вас, как и у любого живущего в этом мире, есть проблемы (или нет). Однако теперь, Пикассо, ваша проблема становится проблемой Художника, точным и конкретным типом задачи, предназначенной вам самой судьбой.
Давайте введем в наш пример Жака Кусто, сочтя его цель реализованной. Как вы думаете, жизнь этого человека была безоблачной? Знаменитый океанолог, он оказывался в жесточайших природных условиях, сталкиваясь с трудностями, лежащими за гранью понимания обычных людей. Сложностей было предостаточно, но Жак не стремился от них избавиться. У Врат Небесных (что бы вы под этим ни подразумевали) Жак хотел бы появиться с парой-тройкой добрых историй о том, с какими трудностями он имел дело, чтобы с достоинством занять свое место среди моряков прошлого. «Нам приходилось мастерить собственные лодки», — скажет один из них. — «Это ничего, — ответит другой. — Нам пришлось их изобретать».
Для Жака проблемы с лодками являлись тем типом сложностей, решать которые было написано на роду. Заводские проблемы («Я не выдержу еще один день на сборочном конвейере») никак не затронули бы его жизненную цель. Если бы ему повезло, какой-нибудь морской волк задал бы ему правильное направление: «Дело в том, Жак, что это не твоя жизнь. Иди и найди себе корабль».
Вам надо найти свой корабль. Вы это уже сделали? Обрели свою жизненную цель? Нет. Вы только начинаете. Добро пожаловать в правильную жизнь. Что вы собираетесь делать с восстанием в офисе Майами? Сможете ли найти время для семьи, когда на работе цейтнот? И так далее. Открыв в себе Художника, исполнил ли Пикассо свою жизненную цель? Разумеется, нет. Теперь его задача — до конца дней своих проходить через опыт Художника и выражать свою жизнь на полотне.
Чем осознаннее вы получаете опыт, тем активнее проявляется ваше истинное Я, Чем активнее проявляется ваше истинное Я, тем активнее воплощается жизненная цель. Чем активнее воплощается жизненная цель, тем больше вам будет нравиться то, как вы живете.
Правило Златовласки: перебор — недобор ведет к золотой середине. Наверняка вы знаете эту историю. Потерявшаяся в лесу Златовласка выходит к дому. Внутри она обнаруживает накрытый к завтраку стол — три тарелки каши, от которых поднимается горячий пар. (Неужели никакого капучино?) Голодная Златовласка пробует из первой тарелки: слишком горячая. Во второй тарелке каша слишком холодная, а в третьей — то, что надо. Она идет в другую комнату, где находит три кровати. Первая оказывается слишком жесткой, вторая — слишком мягкой, а третья — именно такая, какая ей нужна. Если вы не знаете, что произошло, когда в дом вернулись три медведя и обнаружили ее уснувшей в их спальне, загляните в Интернет.
Хоть Златовласка и ребенок, она — истинный мастер этого трехмерного плана. Взгляните на ее экспериментальный метод: она пробует. Первый вариант оказывается неприемлемым. Она пробует дальше и натыкается на противоположную крайность. Однако Златовласка настойчива и в конце концов находит то, что надо. Перебор, недобор, золотая середина — вот формула Мастера. Чтобы набраться опыта, люди на своем пути (надо надеяться) к золотой середине заходят слишком далеко. Вам следует учиться на собственном опыте и следовать правилу Златовласки, а не метаться от одной досадной крайности к другой, что является неподходящей реакцией на обстоятельства. Чтобы максимально это прояснить, давайте разберемся, как работает правило Златовласки.
Гилда по уши влюбилась в Джорджа- Думаю, именно поэтому она согласилась дать ему денег, накопленных на колледж. Через несколько недель Гилда планирует встретиться с Джорджем на Аляске, где он построит для них хижину. Они создадут экологически чистую ферму и будут жить долго и счастливо. Прибыв на Аляску, Гилда не находит ни хижины, ни Джорджа, ни фермы. Может быть, в следующий раз она не станет так глубоко доверять человеку, с которым едва знакома.
Прошло 15 лет, со времени встречи с Джорджем у Гилды не было серьезных отношений. После того как лошади сбежали, она заперла конюшню, но не жалуется. «Мне не нужен мужчина, чтобы быть счастливой». — говорит она, и кто бы с этим спорил? Потом появляется Фил. Гилда немного помогает Филу, и он благодарен. Они влюбляются друг в друга. Фил переезжает в дом Гилды, потом теряет работу. Ах-ах. Полтора года спустя Фил все еще безработный и сидит у Гилды на шее.
Вы заметили в этой истории неумолимое действие правила Златовласки? Как выяснилось, жизненным уроком Гилды является умение уступать. Первые попытки уступок — это попытки новичка, и здесь следует ожидать серьезных ошибок. В 15 лет она уступает Джорджу. Секс, наркотики, рок-н-ролл — думаю, Гилда уступила слишком много. Вторая стадия: спустя 15 лет она не может сказать «я тебя люблю» ни одному мужчине. Это ошибка № 2: она уступает слишком мало. Затем она встречает Фила — ошибка № 3: Гилда опять уступила слишком много. Так действует правило Златовласки. Недолет, перелет. Повторить по необходимости.
Через два года после разрыва с Филом Гилда вновь начала встречаться с мужчиной. Что ж, на этот раз ей хотя бы не понадобилось ждать 15 лет. Она все еще находится в поисках первых качественных отношений, но теперь дверь ее конюшни ни распахнута настежь, ни забита наглухо. Это прогресс, а прогрессом в жизненном уроке считается то, что ведет нас навстречу жизненной цели. В конце концов, как Гилда собирается учиться, если не путем проб и ошибок?
По мере увеличения опыта вате умение выбирать улучшится, и результаты будут все чаще в вашу пользу. Однако вы не можете обрести опыт без проб и ошибок. У вас не получится все сделать правильно с первого раза. Главное — это прогресс. Вы имеете право учиться.
Второй принцип: парадокс
Поиск любой жизненной цели автоматически ставит человека в ситуации, противоположные ей.
В мой кабинет приходят люди. Я изучаю их руки. Каждая человеческая история неизбежно следует заранее установленной формуле возможностей, появившейся на кончиках пальцев за пять месяцев до нашего рождения. Из рассказов клиентов нетрудно понять их жизненную цель и ее инверсию, выраженную в событиях и обстоятельствах, которыми они решают поделиться. Так происходит все время, и это удивительно.
Мы будто играем своими жизнями на гигантской доске с готовыми игровыми квадратами. Ваша личность — это цилиндр, гоночная машина или какой-то другой знак. Вы бросаете кости, двигаетесь вперед на девять пунктов. Деревянный тротуар и Парк-плейс, клетка тюрьмы; вы обходите всю доску, пункты остаются теми же, и постепенно в них проявляется ваша судьба, ваша жизненная цель и ее противоположность. По мере улучшения навыков время, потраченное на опыт, обратный жизненной цели, может уменьшиться, но никогда не станет равен нулю. И это правильно.
Прежде чем Гилда будет готова к полноценным отношениям, наша Узница Любви должна понять, чем любовь и близость не являются. Путь к власти предполагает тяжелейшее испытание подчинением. Целители имеют дело с собственным нездоровым поведением. Список можно продолжать. Из этих примеров видно: принцип парадокса влияет на нашу жизнь столь же явно, как и сила притяжения. Этому принципу следуют все жизненные пути, и мы будем встречать его снова и снова на страницах «Как узнать судьбу по отпечаткам пальцев».
Третий принцип: состоятельность личности
На каждом из нас лежит ответственность за то, чтобы наша личность появилась в своей изначальной форме, а также за работу личности над целями, избранными душой для текущего воплощения. Ошибки возникают, если мы пытаемся игнорировать личность или забываем, что она — лишь инструмент для исполнения жизненной цели, а не сама цель.
К примеру, вы работаете в деловой сфере, однако ваша жизненная цель связана с темой Наставника, и только воплотив ее, вы добьетесь самореализации. Здесь роль успешного бизнесмена удовлетворяет нужды личности, но не является воплощением жизненной цели.
Вы можете скрывать свои истинные таланты, как Уилл Хантинг, математический гений из фильма «Умница Уилл Хантинг». От людей такого рода самореализация ускользает. Состоятельность личности говорит, что вы должны стать тем, кто вы есть на самом деле, чтобы жизненная цель полностью проявилась.
У некоторых людей жизненные цели и образ личности находятся в гармонии друг с другом, как у Кармен, нашей Художницы с семейными проблемами. У нее есть все необходимые таланты для реализации жизненной цели, и она активно этим занимается. Однако личность Кармен должна пройти определенные стадии развития, прежде чем ее цель обретет окончательную форму.
Посмотрим, сможете ли вы применить принцип состоятельности к персонажам следующей истории.
Личность — инструменту душа — руководитель. Шелли была худощавой, угловатой и серьезной. Все ненужные молекулы жира давным-давно были с позором изгнаны из ее тела. Когда я приступил к изучению рук, в глазах Шелли мелькнуло легкое удивление, лицо же казалось измученным, словно она в одиночку несла ответственность за инвентаризацию самого большого в мире Уолмарта (Уолмарт— сеть супермаркетов в США).
Отпечатки пальцев Шелли раскрыли жизненную цель Художника, а на ладони обнаружилась благоприятная звезда Аполлона, прекрасный знак, указывающий на высокие творческие способности. К несчастью Д1я Шелли, у ее звезды Аполлона отсутствовал один из шести компонентов. Заслужить такую звезду нелегко. Найти на ладони, пусть даже несовершенную, звезду Аполлона — это как обнаружить в гараже «ламборджини», а потом узнать, что у нее сломан мотор. Эту пятилучевую звезду Аполлона втащили в гараж на тросе, поскольку в ней отсутствовала линия, представляющая дисциплину и усердие. Ирония заключалась в том, что Шелли предъявляла такие высокие требования к личной ответственности, будто следила за временем в Гринвиче. В чем же здесь дело?
Жизненная цель одновременно притягивает и отталкивает личность. Передо мной сидела женщина, обладающая всей необходимой дисциплиной, однако ни грамма своей энергии не вкладывавшая в творческую деятельность (отсюда отсутствие одной шестой звезды Аполлона). Это могло бы и не создавать серьезных проблем, не окажись жизненной целью Шелли творческое самовыражение. Поскольку ее целью был Художник, а она игнорировала этот аспект, дверь в правильную жизнь оставалась закрытой, самореализация не удавалась, и Шелли проводила свои дни в глубокой зияющей яме (то есть вела существование, лишенное смысла). Звезда Аполлона являлась ключом к ее жизненной цели, но сможет ли она его использовать?
Личность способна оживлять или подавлять жизненную цель. Представим, что Шелли находится в Космической лаборатории и кладет в котел ингредиенты своей будущей личности. «Пожалуй, добавлю побольше из банки Творчества (я ведь хочу посвятить себя творческим задачам) и из банки Ответственности (не собираюсь, знаете ли, баловством заниматься). Хотя ответственности получилось многовато. Ну да ладно...» А теперь мы видим Шелли в Уолмарте, с блокнотом в руке и без единой мысли об уроках искусства, заряжавших ее энергией в старших классах школы.
В этом случае победила личность. Вместо того чтобы муштровать свою творческую сторону, держать студию в порядке и мыть кисти сразу после использования, консервативность Шелли действует как генерал, совершая глобальные выборы, влияющие на всю се жизнь. Впрочем, Шелли едва перевалило за тридцать. У нее будет еще много прорывов и неудач. Нужно лишь подождать и посмотреть, как она справится.