статья Мерца
В немецком языке слова «рука» (Hand) и «торговать» (Handeln) тесно связаны. Они происходят от одного корня. Из слова «рука» в немецком языке развилось слово торговать, в смысле что-нибудь делать руками. И, действительно, рука сопровождает каждое желание.
Особое отличие человека от животного в том, что у человека рука в нормальных условиях подвижна. В физическом отношении именно в этом человек превосходит животное. Разумеется, человек может думать, не используя рук, однако для реализации надуманного ему потребуются собственные руки или руки кого-нибудь другого. Если он захочет набросать и записать какое-то стихотворение, для этого тоже потребуется рука. И хотя сегодня каждый может наговорить свои мысли на прибор, для включения и настройки этого прибора понадобятся движения его собственных рук или рук его помощника.
Даже в то время, когда кто-нибудь рассказывает о задуманном, его рука так или иначе подчеркивает сказанное. Если бы не это, мы должны были бы восполнять свой рассказ другими выразительными средствами. Жесты рук при произнесении речей или игре на сцене создают большую часть впечатления от этих зрелищ, а часто прямо влияют на их успех или неудачу. Если жесты рук не подчеркивают сказанного, значит имеет место сознательный процесс управления, ибо в нормальных условиях (т.е. при отсутствии волевого вмешательства) руки двигаются при разговоре или сценической речи. Как именно совершается это движение, говорит многое о темпераменте, моторике и характере этого человека.
Человек развивался тысячелетиями от поколения к поколению, развивалась также и его рука; это очевидно, стоит только сравнить человеческую руку с рукой обезьяны. Даже в нынешнем словоупотреблении, говоря о некоторых признаках, мы упоминаем об обезьяньей борозде или, к примеру, об очень волосатых руках (совсем в шутку) — как об обезьяньих руках. Часто при этом имеется в виду рука еще примитивного человека. Поскольку человек действует посредством своей руки, в этих действиях знатоку видны самые глубины его мышления, его изначального желания. Однако, тем самым любой получает шанс познакомиться с другим по его руке, потому что тот, кто рассматривает руку человека, получает впечатление об основных чертах его психики и о его способностях.
Искусство чтения по рукам насчитывает не одно тысячелетие. Вавилоняне знали его, а египтяне придавали большую цену этим знаниям. Из древнегреческого языка происходит специальное название чтения по рукам — «хиромантия». «Хиро» обозначает рука и «Мантия» — видение. Мы знаем далее, что все культурные народы читали по рукам: китайцы, так же, как жители долины Инда, халдеи, как и ассирийцы, арабы и евреи, индусы и европейцы. Дадим возможность сказать об этом великому духу, который говорил о многом. Аристотель писал:
«Линии нанесены на человеческую руку не без причины, они происходят от божественных влияний и от собственной индивидуальности человека.» Далее он заметил: «Рука подобна душе, потому что рука инструмент всех инструментов, так же, как дух — форма всех форм и восприятие формы всех восприятий.»
Греки имели в своей мифологии специальное божество «исцеляющей» руки, которой был наделен кентавр
Эммануил Кант, философ, живший тысячелетиями позже, определил руку как внешний мозг.
Так что рука всегда захватывала людей и побуждала их к ее изучению, к чтению по руке. В этой книге мы ведем речь не столько о чтении по руке, сколько о хирологии. Это слово объединяет понятия хиро- рука и легос- знание, что означает знание, полученное от руки. Вследствие этого мы с самого начала совершенно отчетливо говорим, что по руке мы можем прочитать не предсказания, а лишь тенденции. Тенденции, вытекающие из характера, из основных способностей, что позволяет заключить анализ выделением основных типов. Мудрость народная знает: «Человек без руки — плохой работник!» Однорукие непригодны к жизни, так как без руки они ничего не могут производить. Сегодня это понятие применяется по отношению к тем, кто не способен ничего стоящего сделать собственными руками.
Уже тысячелетия назад для людей должно было быть устаревшим преданием то, что они пережили, когда поняли, для чего пригодна рука и что можно делать своими руками. Это знание означало, что применению рук нужно учиться, чтобы каждый овладел большим, чем получил от рождения. В конце концов, это было — наряду с умением думать — решающим фактором; только так человек смог стать властелином Земли и значит — повелителем всего. Тогда нужно было открыть сравнительно короткий путь, чтобы отличить одного от другого по его рукам и по эффективности их применения. Этот принцип и должен был определять индивидуальность человека. Это было видно не только по форме и строению ладони, но и по линиям руки, что побудило Аристотеля написать учебник по рукам.
Изучение рук привело к выводу, что каждый человек был и остается в своем роде единственным. Потрясающее открытие, усиливающее само сознание! Уверенность в этой уникальности — подарок Бога или сатаны, как многие полагают, — таким образом была вписана в руку. Рука стада символом личности, потому что люди видели, что у священника или властителя иная рука, чем у каменотесов или феллахов, мыслители обладают рукой, отличающейся от рук мужей, носящих меч, руки писцов иные, чем у носильщиков тяжестей. Итак, в руке было запечатлено также основное направление жизненного пути. Если бы этим пренебрегали, то человек, наверное, не выполнил бы тех задач, которые ставила перед ним жизнь.
Происхождение науки о руках, как и всех наук, основанных на опыте, таится во мраке. Весьма вероятно, что уже вавилонские жрецы занимались основными характеристиками рук так же интенсивно, как и служители культа других народов ближнего и дальнего востока. Это были те же люди, которые развивали науку в области толкования звезд. В Индии существовав «гастирика», свод знаний о руках. Это искусство — через Персию, Ассирию и Египет — пришло в Грецию. Здесь священники резервировали своим богам определенные участки на поверхности рук в качестве божественных областей, предполагая, что боги через эти области на руках не только сообщают людям нечто, но и стремятся придать людям силы. Римляне переняли этот подтвержденный опытом обычай, и, хотя и дали богам другие имена, не изменили их власть и распределение сил. В основе своей это распределение сохранилось до сих пор.
Дальнейший прогресс в учении о руках проявился позже, когда были исследованы руки новорожденных. Стало ясно, что уже в детстве можно распознать линии, которые доказывают, что судьба записана на руке. И если даже в течение жизни часть линий может измениться, то никогда не меняются все линии и никогда не изменяется общее впечатление от руки.
Базисный характер можно увидеть и распознать. Каждый формирует собственную судьбу своим характером, так же, как сама судьба формирует характер. Итак, судьба записана на руке. Однако не в фаталистическом смысле, а, в лучшем случае, в основных чертах — как форма жизни. Каждая форма, однако, может и должна быть заполнена персонально. Теперь всякий, кто рассматривает свою руку — чем моложе, тем лучше — должен распознать свои задатки, чтобы их использовать. Но он должен также осознать границы своих возможностей, чтобы не строить безграничные мечты.
Руки обнаруживают человека. Глаза многое могут выдать, руки выдают, можно сказать с уверенностью, много больше. Познание людей начинается при рассмотрении рук, причем даже в том случае, когда многие впечатления от рук совсем не могут — или могут лишь частично — быть схвачены словами: руки не обманывают. Это каждый знает подсознательно, потому что если человек хочет что-то скрыть — сначала он, по большей части, автоматически и бессознательно прячет также свои руки. Обратите на это внимание и Вы получите удовольствие от рассмотрения рук и способа их действий, которые, как правило, не должны управляться разумом. Однако может встретиться и противоположный случай. Кто хочет что-то скрыть, тот пытается отвлечь других; чаше всего это происходит в то время, когда он размахивает руками. Оба эти случая надежно свидетельствуют, что здесь что-то не в порядке. И что относится к части, то касается и целого. Рука выдает план жизни человека, она показывает нам не только, какие возможности в нем кроются, но и с каким темпераментом, с какой моторикой он претворяет их в жизнь, или мимо каких задатков и талантов этот человек прошел, не сумев их использовать.
Безусловно, учение о руке можно оспаривать, однако с еще большим основанием можно оспаривать и чтение по руке. Ведь естествознание не причисляет учение о руке к числу естественных наук! Несмотря на это, народная мудрость знает о значении руки, когда формулирует истины, встречающие нас уже в Библии. Так мы можем прочесть или услышать, что Бог отнял от кого-либо свою руку; или: без руки Божьей мы пропали. Так часто бывает и в повседневной жизни. Жестокий удар судьбы, когда мать или отец, шеф или покровитель убрали свою охраняющую руку от своих детей или доверившихся им людей. Очень древними являются клятва, в которой один человек дает другому большой палец на отсечение (у нас обычно дают руку на отсечение — прим. перев.) или выражение «рука руку моет», или «обе руки сначала моют лицо». Чего человек не имеет в руках, того он удержать не может. Если некто хочет жениться, он просит руку. Удачливые дамы и господа хвастают тем, что у них вместо каждого пальца — десять. Известное выражение страха — попасть кому-нибудь в руки, также является весьма древним. Рукопожатие важно, чтобы показать, что рука безоружна.
Сколько человеческого опыта стоит за этими выражениями и обычаями!
Язык рук мог бы показаться на первый взгляд не особенно ясным и отчетливым, однако речь идет о языке, которому можно научиться и который не лжет. На язык рук каждый может положиться, если только сумеет им овладеть. Поэтому люди всегда полагались на удар по рукам, хотя человек мог бы представить другие церемонии скрепления договора. Например,- каждый всегда стремится держать под контролем игру выражений своего лица, но редко кто — свои руки. И, если кто-то пытается это сделать, то выгладит настолько неестественным и напряженным, что это состояние само по себе говорит больше, чем целые тома. Выразительные движения руки не подчинены сознанию, но соответствуют ему. Рука работает под контролем подсознания, это и решает все!
Мы рассматриваем руку другого, чтобы определить, приближается ли он с открытыми намерениями или же хочет скрыть их. Мы следим, протягивает ли нам некто руку нерешительно, даже пугливо, или пожимает нашу руку так, будто не хотел бы никогда отпускать ее. Мы доверяем древней хирологии, которая вновь и вновь подтверждается опытом. Именно человек сегодняшнего дня, живущий под слишком сильным воздействием сознания, слишком часто переоценивающий разум, как низшее начало, именно он должен рассматривать свои руки (и руки других), чтобы для себя и (возможно) для других найти правильный путь. Вопрос: Кто я — кто ты? может разрешиться ответом, который возможно высчитать по руке (хотя не только). Снова и снова можно Слышать, что рука — зеркало человека. Безусловно, это определение может быть верным, если при этом учитывается, что ни одно зеркало не в состоянии отразить всего. Поэтому человека никогда не следует оценивать только по руке, но всегда — в том числе и по руке, конечно, важно также знать кое-что об уровне человека, о его происхождении, его родительском доме и, возможно, также нечто о высоте солнца. Неплохо при этом знать и его гороскоп.
Здесь следует дополнительно выяснить, чего нет на руке. В этой книге мы должны не только анализировать форму руки, не только истолковывать линии, но прежде всего рассматривать руку как единое целое. Речь идет таким образом, об отдельных аналитических процессах, а в заключение вновь о синтезе, об общей концепции. Наряду с жестами необходимо рассмотреть, как устроен большой палец, высовывается ли мизинный палец выше или глубже, сильно ли различаются внутренние поверхности правой и левой рук. В первую очередь однако речь идет о том, чтобы оценить руку, возможно, обе руки. Это часто говорит больше, чем линии или бугорки, или то, что суставы более заметны, или что-нибудь в таком роде.
При этом, разумеется, не должны остаться без внимания самые старые и проверенные указания — напротив! Нам только не следует отказываться от новых психологических знаний. Это значит, что вопросы, относящиеся к руке (а об этом в конечном итоге и речь), должны быть настолько всеохватывающими, насколько это только возможно, причем ни один признак не следует подчеркивать особенно или переоценивать. То есть говорить не об отдельных симптомах, но всегда о целом: об использовании руки, о ее линиях, формах, буграх и об основной форме строения.
Оговорив эти аспекты, мы теперь можем обратиться к интенсивному изучению самой руки и ее свойств.