Ответ на комментарий

В древней столице Перми Великой

Чердынь - купола церквей.

Долгое время маленький заброшенный городок на севере Пермского края интересовал разве что черных археологов, дельцов-антикваров, да путешественников-фанатиков, страждущих прикоснуться к атмосфере древности. Но стоило только выйти в свет роману «Чердынь — княгиня гор» Алексея Иванова, как сердце Пармы забилось с новой силой. Но не успела ожить красавица Чердынь, как тут же стали готовить красну девицу на выданье.

Нарядили в одежды новые, серебром и золотом расшитые. Житие девичье написали заново, украсив легендами да преданиями старинными, но под жениховы вкусы подправленные. А чтоб гости заморские не заплутали, дороги выровняли, да вычистили. И в самой обители девичьей, дабы раньше времени странствующие град сей не покинули, создали условия подходящие с перинами пуховыми, да яствами европейцу привычными.

Раньше-то добры молодцы, в сих краях дивных оказавшись, парным молочком, да полатями в деревянных избушках довольствовались, а теперь вот к услугам их дома гостиные каменные, трапезы из трех блюд, площади торговые и день и ночь работающие и даже досуг культурный и цивилизованный. Хорошо ли плохо это — время рассудит. Но продолжим сказ наш о граде славном пермском.

О становлении и покорении Перми Великой

Сейчас уже никто точно и не скажет, когда и откуда есть пошла земля чердынская. Одни предания повествуют о том, что Чердынь являлась столицей северной Атлантиды, мифической страны Биармии, о коей еще в древнегреческих письменах поминается. И версию эту смелую подтверждают некоторые археологические находки кованных серебряных украшений с изображением животных дивных с львиными да крокодильими приметами. Якобы амулеты эти — прямые свидетельства некогда активной торговли с Ираном и прочими восточными странами.

Некоторые предметы, из недр изъятые, датируются даже III-IV веками.

Чердынь - храм на холме.Впрочем, на столичность Биармии претендуют и другие северные города России от Вологды до Архангельска. Стать частью мифа, не нашедшего никакого научного подтверждения, легко. Поэтому консервативные пермские ученые умы предпочитают видеть Чердынь более молодой и осторожно намекают на то, что жизнь могла здесь зародиться в VIII-IX веках после миграции на север то ли волжских булгар, то ли древних марийцев, то ли еще каких племен.

В древних летописях Чердынь начала мелькать в конце XI века. В русских документах сообщается, что новгородцы еще в 1090-х годах предпринимали попытки назначить в этих краях своих тиунов, доводчиков и приставников.

А в 1236 году в повести временных лет пермяки уже упоминаются, как неславянский народ, плативший дань Новгороду закамским серебром и пушниной. Вскоре, однако, влияние новгородцев ослабло, и к XIV Пермь Великая достигла наивысшего рассвета. Но могущество сие продлилось недолго. В XV веке на эти богатые земли замахнулись московские князья.

Официально в состав Московского государства Пермь Великая вошла в 1472 году. В походы на Чердынь князья белокаменной отправляли своих поданных еще в начале XV века. Вскоре Парма стала упоминаться как княжество, в которое таки запущены московские корни.

«Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной», — сообщалось в Вычегодско-Вымской летописи в 1451 году.

Однако новоиспеченные вассалы московские, родом пермские, были наместниками непокорными. В 60-х годах того же столетия князья великопермские отказались от похода на Казань, в это же время они без ведома москвичей заключили союз с вятичами против вогулов. Не по нраву это стало Ивану III, да отправил он на Чердынь новое войско под предводительством князя Федора Пестрого:

«Князь Федор горотки пермскии Искор и Похчу и Чердыню и Уром взял, грубников поимал, князя Михаила Ермолича и сотеников ево Мичкина и Бурмота и Исура и Коча и Зырна к князю великому на Москву прислал». А чтоб совсем неповадно было своевольничать, решил глава первопрестольной пермякам веру истинную привить, христианскую.

Православная Чердынь.Первым крестить идолопоклонников чердынцев вызвался епископ Пиритим. Однако «благодетель» был растерзан соседями чердынцев вогулами, опасающимися, что вслед за Пермью новая вера придет и на их святые земли, охраняемые Золотой бабой и огнедышащим Гондыром. В 1462 году подвиг Пиритима решил повторить епископ Иона. На сей раз обошлось без жертв — чердынцы покорились. В этом же году во граде новом православном был заложен Иоанно-Богословский мужской монастырь, а при нем же деревянная одноименная церковь.

В строительстве святилищ чердынцы участия не принимали, а вот создавать лики и образа святых, было им дозволено. Пермяки с воодушевлением бросились вырезать из дерева Иисусов и Марий, вот только уж больно скульптуры их на языческих идолов походили. Двоеверие сохранилось на севере Пермского края и по сей день. И легенды о Золотой бабе и богатырях славных очень здесь живучи.

Ответ

Яндекс.Метрика