ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ
- Подробности
- Категория: Рука
- Просмотров: 4549
ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ
Учитывая, что в пещерном искусстве фигура человека представлена весьма скудно, а отпечатки рук встречаются относительно часто, можно утверждать, что они стали первой формой художественного самовыражения человека. Кроме того, такие отпечатки являются основным предметом изучения анатомии человека эпохи палеолита.
Имели ли эти отпечатки какое-либо магическое значение? Или они были всего лишь результатом подражания, так хорошо развитого у обезьян? А быть может, древние люди стремились увековечить увиденное? Если современная спектрография смогла определить химический состав наскальных рисунков, то прояснить их значение она не в силах, даже несмотря на интересные гипотезы, выдвинутые в последние годы.
Исследователь Генри Бреуль, опираясь на близость расположения изображений рук к сценам охоты, предположил, что руки олицетворяют полную власть охотника над добычей и служат для магического воздействия на реальность. По его мнению, изображение руки — это своего рода печать, нечто подобное подписи, скрепляющей союз между племенем и высшими силами. Этот знак всегда присутствовал на церемониях инициации или исцеления, проводимых в святилищах эпохи палеолита. Самые маленькие отпечатки относятся, вероятно, к ритуалам принятия в племя самых молодых его членов. Бреуль пишет, что отпечатки рук детей появлялись в момент принятия их во взрослую жизнь, а появление такого отпечатка в священном месте, должно быть, служило знаком того, что магические силы теперь защищают и нового члена племени или родовой группы. Руки, замечает он, передали из прошлого в будущее едва ли не самый загадочный символ первобытной культуры.
Одна из наиболее интересных гипотез относительно отпечатков на стенах пещер принадлежит Жану Клотту и Дэвиду Льюису-Вильямсу.
Их исследования дают возможность предполагать, что отпечатки рук могли служить формой контакта с потусторонними силами в шаманских церемониях исцеления больных, предсказания будущего или привлечения удачи на охоте: человек прикладывал к скале свою руку и наносил вокруг нее краску.
Исследователи высказывают мнение, что в момент выполнения священного рисунка рука фигурально растворялась в скале, соединяя таким образом ее владельца с миром духов. Возможно, больные люди считали, что таким образом потусторонние силы излечивают их.
Какими бы ни были значение и цели изображений, они доказывают исключительную роль руки как магического и тотемного символа во всех традициях и религиозных ритуалах первобытного человека. Для исследователя пещерного искусства Лео Дюбала эти отпечатки являются определенным отражением первобытного мышления. Он писал, что значение такого послания может быть следующим: «Я оставляю следы своих рук, значит, я существую».
Изображенные руки значительно отличаются друг от друга, в основном размерами и длиной пальцев: есть очень маленькие (детские), широкие и короткопалые (мужские), вытянутые и узкие с тонкими пальцами (женские). Последние встречаются чаще всего.
Несколько десятилетий назад Родольфо Касамикела предположил, что эти отпечатки были связаны с церемониями женской инициации. Современные методики подтвердили эту версию.
Исследование было проведено в 2005 г. французским этнологом Жан-Мишелем Шазеном и специалистом по доисторической эпохе Арно Нури. Ученые с помощью компьютерной программы «Kalimain» изучили отпечатки рук в индонезийской пещере Гуа Масри II (Борнео). В ходе исследования стало ясно, что первобытные мужчины и женщины проводили свои ритуалы отдельно друг от друга, а количество женщин, присутствовавших на таких ритуалах, было гораздо больше, чем считалось ранее. Эта компьютерная программа используется сейчас для изучения отпечатков рук в других знаменитых пещерах: Пеш-Мерль и Коске (Франция), Куэва-де-лас-Манос (район Рио-Пинтурас, Аргентина). Теперь можно с уверенностью утверждать, что большая часть этих отпечатков — оттиски женских рук.