Рука - источник чудес или послание на ладони

Рука - источник чудес или послание на ладони

 

Кроме того, что рука в реальности делает возможное более
доступным, она также является источником невозможного,
ведь ее творения вне времени и вне пространства, они являются
воплощением памяти и идеала.

Ажейн Брун

 

Руки — это инструмент, которым человек создал свой разум.

Всеобщий архетип

Рука является удивительным органом человеческого тела. С ее помощью мы выражаем мысли, эмоции и намерения, не задумываясь о необыкновенной сложности ее организации. Руки для человека — орудие труда в технике, искусстве, медицине...

Основываясь на мифологии и наследии древних цивилизаций, можно
сделать вывод о том, что рука есть всеобщий архетип, изначальная модель, воспроизведенная в наскальной живописи, исторических памятниках и занимающая одно из основных мест в загадочных культах древности. Рука сыграла решающую роль в человеческой эволюции. Более того, благодаря ей стало возможным существование
нашей цивилизации и культуры. Вот как это выразил немецкий драматург и поэт Герхард Гауптман: «Назовите мне что-либо из материальной или духовной жизни целой цивилизации, появление чего могло бы быть возможным без участия человеческой руки.
Написанные или напечатанные стихи Гете, бумага и шрифт книги, дорожный указатель или Страсбургский монастырь — все это творение человеческих рук, мыслящих рук... В сфере человеческой деятельности все — от самого низкого до самого возвышенного, от самого отталкивающего до самого очаровывающего, от самого грубого до самого утонченного — создается человеческими руками».

Собака из романа Уильяма Олафа Стэплдона «Сириус», страдающая от внутреннего конфликта между человеческим интеллектом и ограниченными физическими возможностями, вызванными отсутствием рук, теряется в догадках, почему люди не дорожат руками, почему недооценивают их. Многие люди, за исключением, быть может, скульпторов, хирургов и художников, совершенно неумело используют руки, однако это их абсолютно не смущает... В привилегированном обществе даже выработалось своего рода презрение к ручному труду.

Хорошо согласованная работа руки и мозга позволяет человеку создавать мир вокруг себя и превращает «руки творящие», как назвал их Гете, в средство выражения своего внутреннего «я». Возможность рук, контролируемых мозгом, реализовывать какие-либо идеи (ведь ювелирная работа хирурга или скрипача — это также процесс интеллектуальный), возможность выразить себя с помощью рук (а также голосом и мимикой) необыкновенно важны для человека.

Превосходный терапевтический эффект, подтверждающий связь головного мозга с руками, был получен при работе с группой инвалидов, которые систематически выполняли простейшие упражнения для рук. Еще в 1920 г. Э. БлейлерРука оставляет след повсюду, преобразуя Вселенную, что находит отражение в произведениях искусства, интеллектуальном труде. предположил, что
ручной труд способствует нормализации функций головного мозга у людей с определенными умственными отклонениями. Воспитатели в детских учреждениях сегодня практически повсеместно используют упражнения для пальцев рук, чтобы развивать познавательные способности малышей. Подобные же упражнения помогают приостановить интеллектуальную деградацию людей пожилых.

Нельзя также не упомянуть о важности рук для слепых и глухонемых людей — качество их жизни напрямую зависит от того, насколько они владеют этой частью тела. Слепым людям руки заменяют глаза, позволяя читать (по системе Брайля), писать
и обучаться, а для глухих и глухонемых руки становятся средством общения с внешним миром. Язык жестов очень точен и сложен. Люди с ограниченным слухом могут посредством прикосновений даже воспринимать музыку.

Для глухих и слепых людей рука становится единственным способом понять и интерпретировать окружающий мир: они учатся говорить, касаясь губ говорящего, и слушают музыку, прикасаясь подушечками пальцев к динамику. Слепая и глухая Элен А.Келлер, например, не только научилась понимать и повторять слова, поняв расположение губ учителя, который четко произносил каждое слово, но и стала отличать игру на трубе от барабанной дроби, низкий тон виолончели от мелодии скрипки.

Иногда мы относимся несколько пренебрежительно к руке как к исследовательскому органу. Однако именно возможности человеческой руки накладывают отпечаток на все сферы существования человека и на материальные достижения технологической эпохи в том числе: «Технический прогресс развивается по всем законам метафизики: в его основе лежит усилие человека, направленное на избавление от мучений совести и достижение превосходства собственного Я. Умножив мощь руки, человек прошел долгий путь завоевания мира и стал практически хозяином и властелином природы».

Джейн Брун

 

 

 

хозяйка мира

Эмоциональное восприятие человека наминается с прикосновений. Ученые подчеркивают важность упражнений для пальчиков в процессе развития ребенка.

Аристотель говорил, что рука — это дар природы, она ничего и никогда не делает напрасно. Современная наука признает исключительную важность осязания для познания мира, а значит, наша рука — важнейший орган восприятия.

Именно осязание позволяет почувствовать связь с реальным миром. Мы ощущаем мир всей кожей. Но все же именно руки дарят нам основную массу информации.

Философы и натуралисты XVIII в. считали, что осязание является самым важным органом чувств. Жорж Л.Бюффон (1707-1788) называл его наиболее полезным из всех и утверждал, что без него мы бы не смогли приобрести всеобъемлющего знания. Благодаря зрению получить представление о внешнем мире можно гораздо проще, но иногда осязание незаменимо — для восприятия реальности оно не нуждается в освещении. Подушечки пальцев некоторых людей
настолько чувствительны, что позволяют даже различать цвета. Первый простейший опыт человека — осязательный. Восьминедельный эмбрион, у которого еще не сформировались глаза и уши, уже отвечает на прикосновения. Когда ребенок рождается, он начинает познавать внешний мир посредством осязания. Так начинается его эмоциональное развитие. Если ему воспрепятствовать, человек не сможет развиваться полноценно. Клинически доказано, что одной из основных причин внезапной смерти среди новорожденных является недостаток физического контакта с родителями, весьма частый в сиротских приютах и больницах. Такая связь была установлена во время Второй мировой войны. Младенцы, которых качали на руках, ласкали и гладили, росли более здоровыми. А в детских домах, где дети были лишены того, что Фриц Тальбот, медик из Бостона, назвал «tender loving саге» (внимательная и нежная забота), уровень смертности был гораздо выше.рука младенца

рука мастера

Касаясь руками всего вокруг, изучая точно так же и свое тело, дети учатся воспринимать мир вокруг себя. Девис писала, что дети учатся воспринимать пространство, размеры, формы, получать удовольствие через прикосновение: ребенок касается пальцами или скользит ладош кой по каждому объекту, который попадает в его поле зрения. В течение первого года жизни головной мозг ребенка увеличивается очень интенсивно и к 12 месяцам достигает 70% размера мозга взрослого человека. Дети вступают во взаимодействие с внешним миром при помощи ощущений. А значит, стимулируя осязание ребенка, можно стимулировать развитие его головного мозга.

Хотя тактильная стимуляция больше всего необходима в течение первого года, биологическая потребность в прикосновениях сохраняется на протяжении всей жизни. Природа человека такова, что он особенно нуждается в тактильном контакте в моменты стресса, подавленного состояния или одиночества. Никакой другой сенсорный канал не передает столько тепла, ощущения надежности или защищенности, как осязание. Рука человека выполняет различные функции, которые в большей или меньшей степени определили развитие всей цивилизации. Руки — главный орган осязания. Но они также и главное орудие человеческой деятельности — ведь руке человека присущ хватательный рефлекс. Анатомия руки дает человеку самые разнообразные возможности, превращая его в полноправного хозяина пространства. Французский психолог Ноэль Вашид говорил, что рука способна бесконечно воспроизводить различные движения, и если число движений плеча и предплечья хоть и велико, но ограниченно, то движений кисти бесконечное множество. Гибкость пальцев многократно умножает возможности руки.

Благодаря неограниченным способностям, рука человека представляет собой комплекс прототипов всех инструментов.

Больше тысячи лет назад Аристотель говорил, что человек владеет множеством средств защиты, ему всегда легко удается их менять и пользоваться любым видом оружия в любом месте. Ведь рука способна схватить и удержать практически все что угодно.

Во многих языках слово «рука» означает также «исполнительный орган» и «главная часть инструмента». Так, в русском языке слово «руки» может означать и рабочую силу, а слово «палец» обозначает также и деталь в виде стержня, которая используется в механизмах. В русском языке корень «рук» присутствует во многих существительных, прилагательных и глаголах: рукоятка, рукавицы, рукопись, руководство, рукоделие, рукопожатие; длиннорукий, рукотворный, рукописный; руководить, приручить, поручиться... Множество различных упоминаний руки встречается в пословицах и поговорках. Достаточно сказать, что кто-то «имеет длинные руки», чтобы окружающие поняли, насколько влиятелен этот человек.
«Подать руку» означает прийти на помощь, поддержать. Оборот «все
в руках Господних» используется для выражения покорности божественному замыслу, а «попросить руки» девушки означает сделать ей предложение.

 

Из множества выражений, содержащих слово «рука», одним из наиболее значимых является выражение «ручная работа». Оно обозначает штучную работу, уникальность, неповторимость изделия, которое появляется из-под рук мастера.

Дополнительная информация

Яндекс.Метрика